О себе О работе Учебники Методич.ук. Тесты

 


Назад, к списку статей...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ

А.Н.Швецов (Вологда, Россия)

The paper is concerned with results of the development of training intellectual system, based on intelligence tests. The structure, facilities and some results of employment of this system in the technical university of Vologda are described .

Рост информационной нагрузки на современного специалиста, работающего в компьютерных средах, приводит к необходимости повышения интеллектуальных способностей самого человека, умения выявлять сложные закономерности процессов обработки информации, способности адекватно и оперативно реагировать на изменение управленческой ситуации.

Средством развития способностей человека могут служить тесты интеллектуального развития, которые давно и успешно применяются на практике, хотя теоретические основы психологического тестирования до сих пор являются предметом острых академических споров [1].

Тесты, определяющие интеллектуальное развитие человека разрабатываются и исследуются на протяжении десятилетий, при этом основное внимание исследователей традиционно уделяется измерению умственных способностей, выраженных в оценках здравомыслия, понятливости, рассудительности, а в комплексном виде в форме коэффициента интеллекта IQ [2, 3, 4]. При этом способности человека к решению определенных типов тестов поддаются тренировке и могут быть развиты в некоторых пределах. Практика психологического тестирования показывает, что разница между результатами, показанными на первом и пятом тестировании, может достигать 10 очков. После пятого теста прироста практически не наблюдается, наибольшее увеличение IQ наблюдается между первым и третьим тестами. Это приводит нас к мысли о возможности автоматического порождения тестовых заданий возрастающей сложности в соответствии с ростом индивидуальных способностей человека и возможно, со сменой внутренней структуры теста, чтобы исключить привыкание тестируемого.

По мнению автора, современные компьютерные технологии позволяют поставить и решить задачу целенаправленного развития определенных умственных способностей человека путем создания программной тренирующей системы, включающей множество тестов умственного развития, отвечающей требованиям индивидуально-ориентированного тестирования и обладающей собственным интеллектом, достаточным для автоматического порождения множеств индивидуальных тестовых заданий в структуре сформированной программы умственного развития.

Тестам интеллектуального развития, берущим свое начало от шкал Бине, свойственно применение единственного показателя – коэффициента интеллекта IQ. Такие тесты применяются как для детей, так и для взрослых при исследовании вопросов обучения, профессионального отбора и выбора профессии. Наиболее известными системами тестов интеллекта являются системы Станфорд-Бине, Векслера, Г.Айзенка, Зиверта [5,6].

Существенным отличием тестов Г. Айзенка от других систем является то, что они предназначены для тестирования как детей, так и взрослых. Айзенк рассматривает IQ с абсолютной точки зрения, не вычисляя отношения умственного и физического возраста [7].

Система тестов Айзенка включает как тесты общего вида, так и специфические тесты для определения отдельных способностей человека. Такими тестами являются математический, лингвистический, пространственный и тест повышенной сложности, которые измеряют как бы отдельные составляющие человеческого интеллекта.

Тесты Айзенка содержат от 30 до 50 задач и построены таким образом, чтобы никто не смог правильно решить все задачи в отведенное стандартное время, равное 30 минутам.

Автором была взята за основу система тестов Г.Айзенка, как получившая достаточно широкое распространение в нашей стране и поддающаяся компьютерной реализации [8, 9].

В течение ряда лет на кафедре Автоматизации технологических процессов и производств (АТПП) Вологодского государственного технического университета (ВоГТУ) автором на основе личной инициативы проводились работы по программной реализации и апробации методики Айзенка [10,11,12].

Последним результатом этих работ явилось создание тренирующей интеллектуальной системы (ТИС), функциональная схема которой представлена на рис. 1. Система включает в себя несколько модулей, некоторые из которых объединены в подсистемы, текстовые файлы, содержащие словари для лингвистических тестов, типизированные файлы с информацией о результатах тестов, пройденных пользователями в процессе обучения и файлы c графической информацией.

Модуль управления является основным модулем системы и осуществляет взаимодействие между другими блоками. С его помощью пользователь осуществляет выбор нужной ему подсистемы и режима работы. Другой его функцией является первоначальная проверка работоспособности системы при ее загрузке ( проверка наличия всех необходимых файлов, соответствие аппаратных возможностей компьютера необходимым для нормальной работы и правильности словарей лингвистического теста ).

Модуль глобальных данных содержит описание данных , структур данных и процедур, которые являются доступными из всех остальных модулей. Это данные о параметрах тестов, настройки таймера, информация о пользователе, находящемся в системе, результаты прохождения теста.

Модуль настройки предназначен для приема от пользователя информации о параметрах одиночных тестов и настройках таймера. Эти параметры также используются для генерации текстовых файлов с лингвистическими тестами и файлов в формате MS Word 97 с тестами общего вида и математическими тестами.

Подсистемы лингвистических тестов, математических тестов и тестов общего вида отвечают за непосредственное осуществление соответствующего типа теста. Каждая подсистема содержит один главный модуль, и один или несколько диалоговых модулей. В главном модуле происходит формирование данных для теста (слов, чисел, графических изображений) в соответствии с параметрами теста, хранящимися в модуле глобальных переменных, типов и процедур. Данные извлекаются из текстовых файлов ( для лингвистической подсистемы ) или из файлов c графической информацией ( для подсистемы тестов общего вида ) , либо формируются внутри главного модуля ( для математической подсистемы ). Диалоговые модули служат для выдачи пользователю содержимого вопроса и приема от него ответа на вопрос. Результат ответа пересылается в модуль глобальных данных.

Модуль генерации, отвечает за генерацию текстовых файлов или файлов в формате MS Word 97 с вопросами и ответами для теста желаемого типа. Текстовые файлы генерируются только для лингвистического теста, файлы формата MS Word 97 генерируются для всех типов тестов, имеющихся в данной системе.

Редактор словарей осуществляет изменение, дополнение и удаление записей из текстовых файлов словарей для лингвистических тестов. Он предоставляет пользователю удобный интерфейс и не позволяет ввести ошибочные данные. Измененные данные записываются в текстовые файлы согласно принятому синтаксису.

Модуль обучения содержит процедуры, типы и переменные, позволяющие разрабатывать и осуществлять тесты, соответствующие уровню пользователя, и изменять уровень сложности теста в зависимости от изменения результатов прохождения пользователем теста.

Блок выдачи результатов служит для отображения результатов прохождения пользователем теста.

Текстовые файлы словарей содержат данные для лингвистических тестов, записанные по определенному синтаксису. Типизированные файлы хранят информацию о результатах прохождения пользователем тестов и данные о самих пройденных тестах. Файлы c графической информацией необходимы для формирования тестов общего вида и для формирования диалоговых форм лингвистических и математических тестов.

Файлы словарей могут дополняться и изменяться пользователем с помощью входящего в систему редактора словарей, или с помощью любого текстового редактора, но во втором случае ответственность за правильность вводимых данных ложится на самого пользователя. Типизированные файлы создаются и изменяются самой системой в процессе обучения пользователей. Файлы c графической информацией в процессе работы системы не изменяются.

ТИС требует около 7 Мбайт пространства при установке на жестком диске и нормально функционирует в среде Windows 95, Windows 98 и Windows NT.

Существенный интерес представляет вопрос об объеме генеральной совокупности тестов, порождаемых интеллектуальной системой.

Пусть N – общее количество вопросов в данном тесте, Ntколичество типов вопросов, порождаемых генерирующей системой, aiколичество вопросов данного типа в тесте, Nvjколичество возможных вариантов вопросов внутри данного типа. Общее количество возможных тестов без повторов одного и того же вопроса внутри данного теста выразится как:

Для лингвистической подсистемы разработано 18 типов тестов, при этом выбор количества вопросов каждого типа, включаемых в тест происходит случайным образом (aiÎ (0,6)). Поэтому в данный тест попадают не все типы вопросов и распределение типов внутри теста (структура теста) будет переменным. Количество возможных структур лингвистических тестов будет лежать в диапазоне QS=C1810 – C1815 (43758 – 816). Типичное распределение вопросов в структуре теста имеет вид: a1=6, a2=4, a3=6, a4=6, a5=6, a6=6, a7=2, a8=2, a9=1, a10=1. Полагая, что в каждом типе имеется хотя бы по 10 вариантов, получим значение Q=80375, а учитывая количество возможных структур, общее число возможных тестов будет Q*QS, т.е. 80375*43758= 3517049250» 3,5*109.

Таким образом, объем генеральной совокупности практически стремится к бесконечности, что является одним из достоинств ТИС.

Эксперименты проведенные в студенческой среде показали, что при выполнении тестов общего вида обычной сложности (выборка испытуемых 50 человек) средний IQ при первом тестировании составил 115,5, при втором тестировании – 126,7, а при третьем – 134,3. Прирост IQ между первым и вторым тестированием - 9,7%, между вторым и третьим тестированием – 6%.

Разработанная ТИС может представлять интерес для педагогов и психологов, как инструмент научного поиска и эксперимента, а для широкого круга любителей информатики служить средством интеллектуального развлечения и отдыха.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. с англ. - Киев: “ПАН ЛТД”, 1994. - 284 с.
  2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. Пер. с англ. - СПб.: “Лань”, 1996. - 160 с.
  3. Айзенк Г.Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ. – М.: Ай-кью, 1993. – 174 с.
  4. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 176 с.
  5. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ./ Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского.- М.: Педагогика, 1982. – Кн. 1. – 320 с.
  6. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ./ Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского.- М.: Педагогика, 1982. – Кн. 2. – 290 с.
  7. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопр. психологии. – 1995. - № 1. – С. 111 – 131.
  8. Познай себя и других: Сб. методик/ Сост.: С.Ф.Спичак, А.Г.Синицын. – М.: Народное образование, 1994. – 94 с.
  9. Тесты для взрослых и детей: Сб. зарубеж. методик для самост. работы/ Сост.: Л.Джонсон, И.Дефер. – М.: Гитис, 1994. – 346 с.

10. Суконщиков А.А. , Сергушичева А.П. , Швецов А.Н. Разработка экспертных систем для подготовки специалистов /Сборник трудов IV Международной конф. "Инфотех-96". - Череповец, 1996. - С. 55-58 .

11. Швецов А. Н. Инструментальная оболочка для создания обучающих и тестирующих систем в среде Windows // Тез. докл. межвузовской науч.-метод. конф. Проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе в современных условиях: Вологда:ВоПИ, 1997.-С. 80-81 .

12. Суконщиков А.А., Швецов А.Н., Сергушичева А.П. Разработка экспертных и обучающих систем на основе принципов искусственного интеллекта/Сборник науч.трудов института в 2-х т. Т. 1. – Вологда: ВоПИ, 1997. – С. 32-35.


Назад, к списку статей...


О себе О работе Учебники Методич.ук. Тесты

Hosted by uCoz