О себе О работе Учебники Методич.ук. Тесты

 


Назад, к списку статей...

МОДЕЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АНАЛИЗА И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Швецов А.Н.

Вологодский государственный технический университет

В условиях интенсивного формирования информационного общества в России проблемы исследования мышления и интеллекта человека приобретают новое теоретическое и практическое значение, обуславливаемое тем, что продолжается рост информационной нагрузки на человека, который все в большей степени вовлекается в коммуникативные процессы, становится пользователем вычислительных сетей, от локальных до Internet, программно-информационных систем различных уровней, а увеличение сложности технических и социальных систем требует дополнительных интеллектуальных усилий от специалистов, работающих в различных областях знаний.

Создаваемые обществом сложные технические системы подчиняются определенным общим законам функционирования, что позволяет анализировать их на основе формальных методов и логических моделей.

Поэтому поиск возможностей развития различных интеллектуальных способностей человека является перспективной и актуальной задачей, особенно интересной в сфере высшего технического образования.

Исследования интеллекта традиционно группируются вокруг двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. В рамках первого направления сформировалось множество моделей, основанных на методах факторного анализа. В рамках экспериментально-психологического направления следует выделить теории использующие генетическое объяснение интеллекта на основе учета как закономерностей его онтогенетического развития, связанных с появлением систем логических операций (Ж.Пиаже), так и влияния социально-культурных факторов ( Л.С.Выготский, М.Коул, С.Скрибнер и др.). Объединение тестологического и экспериментально-психологического подходов происходит в настоящее время.

В течение ряда лет на кафедре Автоматизации технологических процессов и производств Вологодского государственного технического университета под руководством автора проводятся работы по программной реализации систем тестирования и развития интеллекта и их апробации на студенческой среде.

В частности, создание тренирующей интеллектуальной системы (ТИС), позволяющей автоматически генерировать тесты интеллекта (математические, лингвистические и общего вида) и программы их выполнения, подтвердило возможности автоматизации психологических исследований с использованием формальных математических методов, основанных на теориях формальных языков и грамматик, теориях дедуктивных систем и исчислений.

Реализована версия ТИС, функционирующая в режиме on-line на сайте кафедры АТПП ВоГТУ по адресу: http://www.vstu.edu.ru/atpp/test, а демонстрационная версия доступна для загрузки с личного сайта автора по адресу: http://www.smit-vstu.narod.ru.

Проведенный анализ показывает, что в сложившейся ситуации трудно отдать предпочтение какой то одной из теорий интеллекта, и видимо, методологически правильным является проведение исследований на основе объединяющего комплексного подхода .

Для дальнейшего развития данного направления выполняется разработка мощной инструментальной базы для проведения исследований в виде инструментальной интеллектуальной программной системы (ИИПС), позволяющей в автоматизированном режиме генерировать прикладные программно-информационные системы (ППИС), ориентированные на конкретную модель интеллекта или нацеленные на анализ определенных множеств факторов. Исследуются методы создания средствами ИИПС прикладных программных систем, ориентированных на развитие определенных интеллектуальных способностей, при этом возможно использование детально разработанных в тестологических теориях факторных методов, позволяющих получать численные характеристики свойств интеллекта. Анализ же более сложных когнитивных и семантических структур, порождаемых человеком в процессе познания, является предметом дальнейших исследований, которые могут проводиться с помощью формально-математических методов, разрабатываемых для построения ИИПС.

Применение ИИПС позволит создавать на базе современной вычислительной техники прикладные системы с предъявлением стимульного материала в различных формах: визуального, звукового, тактильного сигналов.

Обсуждаемые в докладе модели и методы могут представлять интерес как для профессиональных психологов и педагогов, создающих различные ППИС изучения человеческих способностей, так и для разработчиков экспертных и интеллектуальных систем, исследующих новые подходы в области искусственного интеллекта.


Назад, к списку статей...


О себе О работе Учебники Методич.ук. Тесты

Hosted by uCoz