О себе О работе Учебники Методич.ук. Тесты

 


Назад, к списку статей...

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (АОС)

Вологодский государственный технический университет

О.С. Клыпин, А.Н. Швецов

Интенсивные разработки в области автоматизированных обучающих систем (АОС) позволили накопить определенный положительный опыт программного и методического обеспечения. Особое внимание уделяестся вопросам дидактической эффективности АОС. Одним из наиболее перспективных путей ее повышения является применение в этих системах средств искусственного интеллекта и моделирования, в частности, для семантического анализа и диагностики ошибок.

На протяжении последних десяти лет на кафедре автоматизации технологических процессов и производств Вологодского государственного технического университета проводятся работы по применению специализированных АОС по профилирующим дисциплинам кафедры. Одна из АОС такого типа спроектирована по дисциплине: “Проектирование систем управления”.

Одной из форм проведения экзамена, зачета или другого вида контроля знаний является ответ на тесты. Содержание тестов в течение времени меняется. Известно, что формирование вручную тестовых заданий является трудоемким процессом и достаточно непростым по содержанию. К тому же на это затрачивается большое количество времени.

Имеющиеся аналоги АОС показывают, что одной из серьезных методических проблем является статический характер баз данных, что приводит к повторяемости вопросов и запоминаемости ответов и снижает эффективность обучения.

Для решения данной проблемы была разработана система автоматической генерации заданий, которая позволяет формировать тестовые задания с вопросной и ответной частями и проводить автоматическое обеспечение баз данных вопросов и ответов. Также в системе предусмотрен контроль знаний студентов на основе полученных тестовых заданий. По итогам тестирования система формирует оценочный балл.

По условию задания система генерирует на основе исходных данных, представленных в текстовых файлах (шаблоны вопросов), задания с вопросной и ответной частями по заданным темам и установленной сложности, также система на основе сгенирированных заданий проводит контроль уровня знаний студентов. На основе результатов тестирования выставляет либо оценку (экзамен), либо “зачет/незачет” (зачет).

Сложность подсистемы автоматической генерации заданий заключалась в разных типах вопросов, которые могут быть тестовыми, формульными (анализ нормальных форма логических функций,решение произвольных выражений на основе законов алгебры, логики). Автоматическая генерация основывается на математических методах макроподстановок вопросов в шаблоны тестов. Для текстовых заданий, имеющихся в вариантах, ответы хранятся в базе данных, и при генерации новая таблица с вопросами и ответами быстро формируется. Для формульных вопросов наибольшая сложность – в получении правильных результатов тестов при их генерации, чтобы полдучить пару вопрос-ответ. Для этого случайным образом формируется ответ, на его основе подсистема генерации формирует вопрос-формулу, которая может быть истинным высказыванием или отрицанием истинного высказывания, тогда в таблицу заносятся вопрос-формула, ответ. При решении выражений производится синтаксический анализ, на основе которого формируется ответ.

После разработки алгоритмов функционирования генератора был создан программный проект системы, отлажена и откомпилирована программа, включающая себя генерацию заданий и тестирование.

По результатам совершенной работы проводились тестирования и экспериментальная проверка автоматической генерации заданий, в ходе которых были выявлены временные характеристики системы на разных типах ЭВМ, качественные показатели тестовых заданий.

При новой проверке знаний происходит новая генерация тестов. Время формирования таблицы вопросов и ответов составляет 2,5 сек для Pentium II с тактовой частотой 400МГц при числе тестов 500. При этом автоматическая генерация позволяет формировать практически неограниченное число тестов, не увеличивая объем базы данных, что существенно снижает затраты администратора АОС.

АОС “Проектирование систем управления” с подсистемой автоматической генерации тестовых заданий реализована на языке программирования Visual Basic 6.0 база данных с таблицами вопросов и ответов и таблицами статистики имеет формат MDB. Набор данных для реализации вопросов хранится в текстовых файлах для удобства добавления и редактирования.

В данное время система успешно внедрена в учебный процесс на кафедре Автоматизации технологических процессов и производств.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Обучающие машины, системы и комплексы: Справочник/ Под общ. Ред. А.Я. Савельева. – Киев: Виша шк, - 1986.-303 с.
  2. И.А. Плотников. Методика тестового контроля // Информатика в образование. – 2000. №1. – С.50-54.
  3. О.С. Клыпин, А.Н. Швецов Применение методов автоматической генерации баз данных в структуре специализированной автоматизированной обучающей системе (АОС) // Материалы VI Междунар. Конф.: “Современные технологии обучения”. – СПб: Изд. СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, - 2000. С. 153


Назад, к списку статей...


О себе О работе Учебники Методич.ук. Тесты

Hosted by uCoz